Почётных званий у Юрия Ивановича Москальцова было много. Но куда больше — уважения, которым он пользовался у коллег и подчинённых, у соратников по совету почётных граждан, у людей, которым он щедро и от души помогал. И много любви — сына и дочери, внуков, родных, друзей. Сегодня в Приморском крае о Юрии Ивановиче искренне горюют сотни людей.
— Это был человек слова и дела, — говорит Валерий Тарабаров, заместитель председателя совета почётных граждан Владивостока. — Если он что-то обещал, он делал. В этом можно было не сомневаться. Если к нему приходили с просьбой, всегда выслушает, вникнет, никогда не оставит без помощи. А больше всего я помню его улыбку. Искреннюю, настоящую. Он был компанейским человеком, удивительно обаятельным, при этом спокойным и уравновешенным. Всегда относился к своей работе в совете почётных граждан всерьез, участвовал как в генерации, так и в реализации идей, оказывал посильную, в том числе финансовую, поддержку. Для меня уход Юрия Ивановича из жизни — горе. Сохраняю о нём самую добрую память. Большой руководитель и настоящий человек.
Сухие строки биографии Юрия Ивановича говорят сами за себя: он посвятил рыбному хозяйству нашей страны более 65 лет, полвека из них — системе Всесоюзного рыбопромышленного объединения (позже — ПАО) «Дальрыба».
На его детство пришлись самые тяжелые годы в истории СССР — малыш Юра появился на свет в ноябре 1941 года. А юность — на время возрождения страны после войны. Юрий Иванович рано начал работать и трудился всю жизнь. В 60-е годы был мастером добычи рыбы «Сахалинрыбпрома», позже — младшим научным сотрудником в Сахалинском отделении Тихоокеанского научно-исследовательского института. Годами он накапливал опыт, работая в системе Главдальвостокрыбпрома, а потом и Всесоюзного рыбопромышленного объединения «Дальрыба». Этим трестом Юрий Москальцов начал руководить уже на излёте СССР — в 80-х годах. Было непросто, все негативные явления в экономике страны уже давали себя знать. Но Юрий Иванович был не ординарным руководителем, а настоящим профессионалом, талантливым организатором, а главное — он всей душой болел и за «Дальрыбу», и за ее работников, и за свое дело.
В свое время «Дальрыба» добывала более половины всей морепродукции в СССР и являлась крупнейшим в мире рыбопромышленным объединением. Здесь трудилось более 200 000 человек. Под руководством Юрия Москальцова многотысячный флот «Дальрыбы» добывал до 5 миллионов тонн рыбы в год. Это примерно столько, сколько сейчас вылавливает вся страна.
В ТИНРО Юрия Москальцова справедливо называют легендарной фигурой в рыболовецкой отрасли. И вспоминают как человека, который отлично понимал необходимость внедрения принципа наделения научных учреждений ресурсными квотами. В «лихие 90-е», когда наука осталась фактически без господдержки, это позволило наладить снабжение отечественных научных исследований, экспедиций, обновить специализированное оборудование.
Он был сторонником обеспечения стабильности отрасли за счёт сохранения исторического принципа, а также неоднократно подчёркивал необходимость обновления крупнотоннажного океанического добывающего флота и перерабатывающих предприятий.
Те, кто работал с Юрием Ивановичем, знают: его основной принцип как руководителя, как человека, отвечающего за судьбы тысяч людей, не менялся никогда — «Главная ценность организации — это люди». Если счастливы работники − долгие годы жизни компании обеспечены.
— Его никогда не надо было долго просить, искать подходы, — говорит Светлана Морозова, председатель совета почётных граждан Владивостока. — Это был не тот человек, про которых говорят, мол, на кривой козе не объедешь. Нет! Он был искренним, открытым, сердечным и чужие беды принимал близко к сердцу.
Все говорят про его уникальный талант организатора, руководителя, про его умение найти суть проблемы и отыскать решение — и всё это правда. Но я вспоминаю другое. Про его человечность. Открытость. Сколько в нём было доброты, понимания нужд людей, внимания к ним. Его же все работники «Дальрыбы» любят и уважают, они всегда знали, что, если нужно, Юрий Иванович придёт на помощь.
Вот я простой пример приведу. В годы пандемии в Приморском крае был образован попечительский совет в помощь семьям, где матери, медицинские работники, погибли от COVID-19, на рабочем месте, можно сказать, на передовой борьбы с вирусом. Юрий Иванович вошёл в этот совет. Я рассказала ему про семью, в которой мать, бабушка — медработник — погибла от вируса. А на нее была оформлена ипотека. Платить еще несколько лет. А семья осталась, по сути, на грани потери жилья. Юрий Иванович выслушал, взял телефон этой семьи. И сразу же, буквально через пару дней, перевел им очень крупную сумму. И далее все время следил за жизнью семьи, помогал, поддерживал…
Ну вот кто бы так взял и откликнулся на чужую боль? Сразу, без просьб, без намеков? Он просто брал и делал. Потому что для него человек, судьба человека, даже незнакомого, была важна, он не просто теоретически сочувствовал, он делом помогал. Он ушёл из жизни, а для меня, да что там для меня, для многих людей Юрий Иванович остаётся примером деятельной доброты, искренности, ума и умения оставаться простым и искренним, даже очень высоко взлетая.
Юрий Иванович Москальцов упокоится на Лесном кладбище Владивостока. Он останется в сердцах и душах тысяч людей как талантливый руководитель, мудрый наставник, человеком, чьи знания, принципиальность и преданность делу снискали глубокое уважение коллег. «Мне выпало счастье работать с ним, дружить, общаться!», — так будут говорить коллеги, друзья, родные. И память о Юрии Москальцове будет жить долго.